Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных соединениях" от 26.09.1997 г. №125-ФЗ
План мероприятий по курсу ОРКСЭ
Причина введения курса ОРКСЭ
1. Социальные:
– снижение культуры общества;
- разрушение моральных норм;
- разрушение ценностных ориентиров подрастающего поколения;
- наблюдающиеся в обществе явления нарушений межнациональных отношений.
2. Педагогические:
– целесообразно начинать воспитание с такого периода, когда дети подвержены подражанию и принимают без обсуждения идеи взрослого (возраст 10–11 лет).
Организационное и правовое обеспечение курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Нормативная база:
-Конституция РФ (ст. 13, 14) (свободный выбор учащимися (представителями) религиозных культур и светской этики);
-Поручение Президента РФ от 2 августа 2009 г. № Пр-2009;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. (часть 1 статья 44, части 1,22 статья 87);
-Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 5) (право родителей обучать детей религии (вероучению) вне образовательной программы);
-Закон «Об основных гарантиях прав ребенка»;
-ФГОС НОО, утвержден приказом МО РФ от 06.10.2009 г. №373;
-Приказ Минобрнауки России № 1241 от 26.11.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г. № 373» (включена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования);
- Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 г. №84-р «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 г.»;
-Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2015 № 08-461 «О направлении регламента выбора модуля ОРКСЭ».
Механизм введения курса ОРКСЭ в образовательный процесс
В соответствии с учебным планом школы введен предмет ОРКСЭ. В учебном плане МБОУ СШ №8 на изучение курса “Основы религиозных культур и светской этики” отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Одна из важных педагогических задач нового предмета - формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей
1. Основы православной культуры;
2. Основы мировых религиозных культур;
3. Основы светской этики;
4. Основы исламской культуры;
5. Основы буддийской культуры;
6. Основы иудейской культуры.
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках
Чтение и обсуждение текстов, обсуждение проблем, высказывание предложений, конструирование схем.
Задания, специально направленные на развитие речи обучающихся.
1. Работа с пословицами поговорками (объясни смысл, соедини начало и конец, выдели главную мысль).
2. Составь описание по иллюстрации.
3. Работа с историческими документами.
4. Составь рассказ.
5. Задай вопрос.
Как ведётся курс?
Учащиеся осваивают курс в ходе диалога, дискуссий с учителем. Уроки строятся на живом взаимодействии, в совместных размышлениях и переживаниях по поводу конкретных жизненных ситуаций. Большая роль в раскрытии нравственных понятий отводится работе с текстами. Обсуждение отрывков литературных произведений, рассказов, притч позволяет ребенку поразмышлять о поступках людей, сравнить их со своими поступками и сделать вывод.